Филатов Владимир Иванович

Интервью провел: Бабкин Александр Александрович

Интервью проведено: 04.06.2011

Интервью транскрибировано: 06.06.2011

Name Play
Filatov V. I.

Филатов В. И.

Исследователь: Преставьтесь, пожалуйста, как Вас зовут?

Респондент: Владимир Иванович Филатов, доцент кафедры «Физическое металловедение и физика твердого тела». Кандидат технических наук.

Родился 10 ноября 1943 года.

Исследователь: Кем были Ваши родители, их социальное происхождение, образование?

Респондент: Мои родители служащие. У отца было высшее образование, у мамы – среднее техническое образование.

Исследователь: У Вас есть братья и сестры? Кто они?

Респондент: В семье у нас было трое детей. В настоящее время осталось нас двое. Младшая сестра Галина. Старший брат Геннадий Иванович трагически погиб.

Исследователь: Где Вы учились? В какой школе?

Респондент: Я закончил среднюю сельскую школу и было это в 1960 году.

Исследователь: А школа располагалась в Челябинске?

Респондент: Нет, это Сосновский район города Челябинска, пригород. Теперь это район города. Это была Митрофановская средняя школа. Был такой поселок Митрофановский. Был такой совхоз «Митрофановский». В связи с созданием Шершневского водохранилища и школа исчезла, и поселок исчез и все это теперь относится к городской черте – Советский район г. Челябинска.

Исследователь: Вы продолжали сво? образование после школы или нет?

Респондент: В 1960 году я окончил школу с серебряной медалью и в этом же году поступил в наш вуз. Тогда он назывался Челябинский политехнический институт.

Исследователь: Вы во время учебы жили в общежитие?

Респондент: Наверно, надо вначале сказать по перечню Ваших вопросов. Мой старший брат Геннадий в 1957 году закончил эту же школу, в которой я учился, тоже с серебряной медалью. И в этом же году он поступил в политехнический институт, в котором он обучался до 1962 года. Так что о Челябинском политехническом институте я знал, что есть такое высшее учебное заведение, какие в нем есть специальности.

Исследователь: Вы из-за брата пошли учиться в ЧПИ?

Респондент: Нет, это не так. Обучаясь в школе, мне очень нравились точные науки – математика, физика, химия. И поэтому я осознанно выбрал специальность «Физико-химические исследования металлургических процессов». Никаких колебаний в выборе специальности у меня не было.

Исследователь: Вы жили дома или в общежитии?

Респондент: Дом мой находился не так далеко, все близко, рядом. Но дело заключалось в том, что в 1960 году, когда я поступил в наш институт, всем молодым людям, кто не имел рабочей специальности, предлагалось ее получить. И поэтому для нас были организованы занятия несколько своеобразно. Во-первых, с помощью вуза мы все были трудоустроены. Я, в частности, работал в Центральной заводской лаборатории Челябинского металлургического завода. И поскольку это Металлургический район и ездить из одного конца города в другой было довольно сложно, я жил в рабочем общежитии, которое было на улице Богдана Хмельницкого рядом с кинотеатром «Россия». Первые полтора года мы работали и учились, но поскольку очень часто многие мои товарищи работали посменно, поэтому учебные занятия в вузе у нас были организованы в две смены – утром и вечером. Таким образом, вот в течение первых полутора лет и было организовано наше учебное занятие.

Исследователь: Что можете сказать о Ваших преподавателях, об их квалификации?

Респондент: Да что могу сказать? Получил качественное образование, что позволило затем продолжить свое обучение. Успешно обучался в аспирантуре, закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Если бы не было соответствующего базового образования, значит, и дальнейшее повышение квалификации было бы невозможно.

Исследователь: Расскажите о Ваших сокурсниках? Кто они были?

Респондент: В 1960 году, когда я поступал в университет, был очень серьезный конкурс. На эту специальность было подано довольно много заявлений, пять человек на одно место. У нас были очень серьезные вступительные испытания. В качестве вступительных испытаний мы сдавали экзамен по математике (устно), физика (устно), химия (устно), писали сочинение (это русский язык и литература), иностранный язык (устно). В результате таких серьезных вступительных испытаний, был конкурс. Зачислены были в группу по специальности «Физико-химические исследования металлургических процессов» в основном выпускники средних школ, окончивших школу с золотой или серебряной медалью. Поэтому учились все хорошо. Из двадцати пяти человек, которые были приняты на первый курс, дипломную исследовательскую работу защищали двадцать два человека. Три человека по разным семейным обстоятельствам отсеялись во время обучения. А так все учились очень серьезно.

Исследователь: А откуда они были родом?

Респондент: Среди студентов нашей группы было очень много приезжих, которые жили в нашем студенческом общежитии после окончания работы на предприятии.

Исследователь: Чем занимались активисты комсомола и Коммунистической партии в Вашем учебном заведении? Участвовали Вы в такой общественно-политической деятельности? Как Вы ее оцениваете?

Респондент: Очень широкий вопрос. Очень широкий вопрос. Что значит, чем занимались? Вначале я был комсоргом в группе, затем был избран секретарем курсового комсомольского бюро на Металлургическом факультете, затем был секретарем факультетской комсомольской организации. Вся работа в этой организации строилась и проводилась совместно с деканатом, профсоюзной, партийной организациями факультета. Решались практически все вопросы, связанные с жизнью, бытом, учебой студентов. Было много всего очень интересного, это сложно и трудно пересказать.

Исследователь: Какие интересные случаи из Вашей студенческой жизни Вы можете вспомнить? Самое большое достижение? Самый большой провал?

Респондент: Да таких случаев очень много. Можно начать с того, что после окончания второго курса, все юноши нашего Металлургического факультета, были отправлены в совхоз «Полтавский», сейчас это Карталинский район Челябинской области, для того, чтобы мы помогли селянам в уборке урожая, главным образом это зерновые культуры. Предстояло работать на уборочных зерновых комбайнах. Для того, чтобы работать на этих комбайнах, надо было иметь квалификацию комбайнера. Для получения этой квалификации из вуза были направлены преподаватели Владлен Михайлович Жихарев и Павел Петрович Байбула. Вот они провели с нами занятия по устройству и эксплуатации зерноуборочных комбайнов. Из руководящих работников совхоза была создана комиссия, которой мы сдавали экзамены. Присвоили нам квалификацию «Комбайнер», отправили нас по отделениям совхоза, где мы вначале ремонтировали комбайны, готовили их к проведению уборочных работ, а потом на них работали, занимаясь уборкой зерновых культур. Было все очень интересно, своеобразно и серьезно.

Исследователь: К Вам приезжали из вуза преподаватели?

Респондент: Нет, не было такого кураторства. Два преподавателя занимались с нами. После того как мы отучились и получили удостоверения дальше мы трудились самостоятельно. Никакого кураторства не было, среди преподавателей никто за нами там не следил, ничего там этого не было.

Исследователь: Когда Вы первый раз пришли в институт?

Респондент: После окончания школы в 1960 году. Раньше сюда я не приходил. Не было «дней открытых дверей», не помню, чтобы проводились такие мероприятия. Об институте я знал от своего брата.

Исследователь: На какой кафедре, и в какой должности Вы начали работать?

Респондент: Я закончил обучение по специальности «Физико-химические исследования металлургических процессов» в 1966 году. А в 1965 году к нам в институт на должность завкафедрой « Металловедение» приехал работать из Свердловска, из Уральского политехнического института, профессор, доктор технических наук Михаил Максимович Штейнберг. В 1966 году перед окончанием института он пригласил меня, побеседовал со мной и предложил работать на кафедре металловедения в должности ассистента. С 1 августа 1966 года я тружусь на этой кафедре.

Исследователь: Какую зарплату Вы получали в первые месяцы своей работы?

Респондент: Мне кажется, это было сто двадцать рублей в месяц, должностной оклад ассистента.

Исследователь: Где и как проходили занятия?

Респондент: Учебная нагрузка у ассистента включала и лекционную работу, которая проводилась, и мне приходилось ездить на занятия в Металлургический вечерний факультет, который расположен на улице Гастелло. И занятия проводил здесь со студентами очной и вечерней формой обучения. Занятия были организованы и утром и вечером. Приходилось много работать.

Исследователь: Как были одеты студенты?

Респондент: На этот вопрос лучше не отвечать. Ну, как одеты? Нормально были одеты, никто никому претензии особенно никто не предъявлял. Как одеты были, так и ходили на занятия.

Исследователь: Как были одеты Вы?

Респондент: Нормально был одет.

Исследователь: Где вы завтракали, обедали, ужинали в институте или домой ездили?

Респондент: Какие могут быть поездки? Я и в настоящее время живу далеко от института в районе Автоматно-механического завода. Я трачу целый час времени, для того чтобы добраться до института. И поэтому все питание было организовано в наших точках Общепита – студенческие кафе, столовые, преподавательский зал.

Исследователь: Сколько мог стоить «поход» в столовую?

Респондент: На этот вопрос не буду отвечать. Сколько бы он не стоил – ходили и питались в столовой. Можно было питаться в столовой.

Исследователь: Сколько занятий в день вы обычно проводили?

Респондент: Нет такого четкого учета. Занятия проводились в соответствии с расписанием. Сколько было поставлено, столько и проводилось занятий. Виды учебной нагрузки они разные. Есть и очные занятия со студентами, есть руководство к курсовым, дипломным проектированиям, что об этом говорить, кто об этом может четко сказать, что это именно шесть часов в день. Да нет, конечно, всякое бывает. Занятия организуются в соответствии с расписанием, которое преподаватель получает перед началом каждого семестра.

Исследователь: Какие общественно-политические мероприятия проходили в институте в то время?

Респондент: Таких мероприятий было много. Комсомольская организация, профсоюзная организация, партийная организация института. Проводились собрания, заседания, общие партийные собрания института проводились. Отчетно-выборные профсоюзные, комсомольские отчетно-выборные конференции проводились. Да много было всяких мероприятий.

Исследователь: Вы в них участвовал?

Респондент: Как же без этого, если я говорил, что работал в должности секретаря курсовой комсомольской организации, факультетской комсомольской организации. Обязательно участвовал, самое деятельное участие.

Исследователь: Вы были членом КПСС? Когда и почему вступили в ряды этой организации?

Респондент: После того, как я выбыл из комсомола по достижении 28-летнего возраста, чуть позже я вступил в партию, а был я членом партии КПСС. Потом избирался в партком института нашего, был членом парткома, членом комиссии по учебной работе. Активно занимался общественной работой.

Исследователь: Кто возглавлял комсомольскую или партийную организацию у вас на кафедре, на факультете, в вузе?

Респондент: Когда я активно работал в партийной организации института, секретарем партийного комитета института был Сергей Иванович Кубицкий. Потом я сотрудничал со Станиславом Петровичем Масленниковым. Вот с этими людьми я активно работал. Комсомольскую организацию в последние годы возглавлял Геннадий Сергеевич Попов, после него Леонид Поликарпович Шушарин и Игорь Ермилин. Вот с этими людьми я контактировал и был знаком. В профсоюзной организации Николай Иванович Коркунов, Анатолий Сергеевич Несмеянов, Валентин Александрович Путин. С этими людьми сотрудничал.

Исследователь: Какую роль занимал спорт в Вашей жизни? А в жизни института? В каких спортивных соревнованиях Вы участвовали? Какие награды получали? Как проходила процедура награждения?

Респондент: В свободное время занимался спортом. Я люблю подвижные игры, поэтому активно ходил в секцию бадминтона. Был членом команды университета, выезжали на традиционные соревнования преподавателей вузов Урала и Сибири в Томск, Пермь. В бадминтон я играл. Занимался лыжами.

Исследователь: Каким образом была организована научная работа на Вашей кафедре?

Респондент: В те времена, когда работал Михаил Максимович Штейнберг, после него заведовал кафедрой Михаил Анатольевич Смирнов, преподаватели и сотрудники кафедры активно выполняли научно-исследовательские хоздоговорные работы. Принимал участие в выполнении этих хоздоговорных работ. Особенно запомнилась серьезная хоздоговорная работа по оборонной тематике, которая выполнялась по заданию организации ВНИИстали. Экспериментальная часть работы выполнялась в станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. И последующие годы было очень много научно-исследовательских хоздоговорных работ. Госбюджентые работы были. Вот так была организована научно-исследовательская работа на кафедре. И сейчас она примерно так же проходит, хотя организуется работа по грантам. Количество выполняемых научно-исследовательских работ сегодня существенно меньше, чем в те годы.

Исследователь: Когда Вы приняли решение выполнить диссертационное исследование?

Респондент: У меня специальность «Физико-химические исследования металлургических процессов», поэтому по духу своему я какой-то мере исследователь. Мне было интересно, работая на кафедре «Металловедения», продолжать научные исследования. В связи с этим я и поступил в очную аспирантуру, ну а аспирант обязан заниматься научными исследованиями.

Исследователь: А кто помогал Вам выбрать и сформулировать тему?

Респондент: Я поступил в аспирантуру к профессору Штейнбергу, Михаилу Максимовичу. Вторым руководителем моей научной работы был Михаил Анатольевич Смирнов, он в то время был доцентом на нашей кафедре. Кандидат технических наук Михаил Анатольевич Смирнов приехал к нам из Уральского политехнического института. Среди преподавателей кафедры «Металловедения» было много сотрудников из Уральского политехнического института. Доцент Журавлев Лев Григорьевич, Джалал Аминулович Мирзаев. Чуть попозже приехал и поступил в аспирантуру Александр Михайлович Толстов, тоже выпускник Уральского политехнического института. В 1967 году на кафедру к Штейнбергу Михаилу Максимовичу поступил Юрий Дмитриевич Корягин. А вместе со мной с 1966 года на кафедре трудится Юрий Нафтулович Гойхенберг. Он тоже выпускник Уральского политехнического института по специальности «Физика металлов».

Исследователь: Как отнеслись Ваши друзья и знакомые к Вашему решению заниматься наукой?

Респондент: Как отнеслись? Интересный вопрос. Сам принял решение. Должностной оклад был невысоким, поэтому жизнь заставляла заниматься научными исследованиями. Если хочешь расти, если хочешь иметь больше должностной оклад – должен выполнить научно-исследовательскую работу с тем, чтобы расти дальше, что бы был карьерный рост. Из ассистентов в старшие преподаватели, из старших преподавателей в доценты. Вот так и двигался по служебной лестнице.

Исследователь: В каких библиотеках, архивах, лабораториях Вам приходилось работать?

Респондент: Архивными материалами не пользовался, активно пользовался нашей научной библиотекой. Мне вполне хватило литературы, которая была в нашей библиотеке институтской, универсальной библиотеке Челябинской, научной библиотеке, где была техническая литература. Вот этими тремя библиотеками я и пользовался.

Исследователь: Где и когда состоялась защита диссертации?

Респондент: Кандидатскую диссертацию я защищал 4 декабря 1974 года. В один день со мной кандидатскую диссертацию защищала Надежда Титовна Карева. Она на год позже меня поступила в очную аспирантуру к Михаилу Максимовичу Штейнбергу. Она выпускница нашей кафедры «Металловедения», так что мы с Надеждой Титовной Каревой в один день защищали кандидатскую диссертацию. Примерно одновременно были утверждены в ученой степени кандидата наук. Было это 4 декабря 1974 года.

Исследователь: Что изменилось для Вас после защиты в плане организации научной и преподавательской деятельности?

Респондент: Вскоре после защиты диссертации я был переведен с должности ассистента в должность старшего преподавателя, а после утверждения в ученой степени кандидата технических наук работал в должности доцента на кафедре. Затем были представлены материалы и направлены в ВАК, получил документ на присвоение ученого звания «Доцент». Суть учебной нагрузки практически не изменилась, но повысилась доля лекционной работы у доцента. А так все осталось примерно в том же ключе – лекционная работа, практические занятия, лабораторные занятия, руководство курсовым и дипломным проектированием, руководство практикой студентов, т.е. все виды учебных занятий.

Исследователь: Как сложились Ваши отношения с научным руководителем после защиты диссертации?

Респондент: Нормально складывались отношения. К сожалению, Михаил Максимович Штейнберг, ныне покойный уже, со вторым руководителем отношения складывались и сложились, они и до сих пор существуют нормальные отношения. Вторым руководителем был Михаил Анатольевич Смирнов. Михаил Анатольевич активно продолжал заниматься научной работой и где-то в 80-х годах он защитил докторскую диссертацию, и за цикл

выполненных работ, в которых и я принимал какое-то участие, Михаил Анатольевич был отмечен, он стал Лауреатом Государственной премии в области науки и техники за цикл работ, связанных с высокотемпературной и термомеханической обработкой стали и сплавов. Тема моей кандидатской диссертации тоже была посвящена влиянию горячей пластической деформации на структуру и свойства конструкционных сталей.

Исследователь: В работе каких научных сообществ Вы принимали участие?

Респондент: Да, в стране были научно-технические общества. Было научно-техническое общество машиностроителей. Было такое. Поскольку научные интересы и работы у нас связаны с твердым металлом большей частью, поэтому наши научные интересы больше тяготеют к отрасли машиностроения, поэтому мы, преподаватели и сотрудники кафедры, были членами научно-технического общества «Машпром».

Исследователь: В каких городах проходили конференции, в которых Вы принимали участие?

Респондент: Да, конечно. По результатам научных исследований ежегодно практически выступал с научными сообщениями и докладам на традиционных ежегодных конференциях в институте. Выступал с докладами и сообщениями по научной работе в Москве, Ленинграде. Это были всесоюзные конференции металловедов.

Исследователь: Удалось ли Вам сохранить связи со своими научными коллегами в других вузах?

Респондент: Тесных научных контактов не сохранилось, потому что вскоре после защиты диссертации моя научная работа чаще всего сводилась к участию в хоздоговорных научно-исследовательских работах, которые выполнялись не только мной, но и другими сотрудниками кафедры и поэтому широких контактов с научными работниками других вузов и других научных учреждений у меня практически не было.

Исследователь: Где и как проходил Ваш отпуск?

Респондент: Частенько с семьей мы выезжали на юг, отдыхали в пансионате «Южный», была такая одно время у нас база отдыха в институте. С семьей без путевок частенько отдыхали на черноморском побережье Кавказа, несколько раз отдыхал с семьей на нашей базе отдыха «Наука».

Исследователь: Какую сумму Вы могли потратить на отпуск в первые годы своей работы в вузе? А в более поздний период?

Респондент: Сколько нужно было, столько и тратили.

Исследователь: В отпуске Вы делали фотографии? Вы приносили эти фотографии на кафедру? А Ваши коллеги?

Респондент: Да, занимался любительской фотографией. Тогда еще была мокрая фотография. Приходилось возиться и с проявлением пленки, и с печатью. Современная фотография, конечно, шагнула далеко вперед. В те годы увлекался фотографией, но делал черно-белые снимки. Приносил эти фотографии на кафедру, показывал. Отношения на кафедре нормальные. Среди сотрудников кафедры у меня много друзей, поэтому дружим семьями, контакты нормальные.

Исследователь: Вам приходилось обращаться в «студенческую поликлинику»?

Респондент: Только по мере необходимости, когда сильно прижмет, только тогда бежал для того, чтобы облегчить свое состояние.

Исследователь: Как к Вам относились врачи, другие сотрудники поликлиники?

Респондент: Нормальные отношения, жаловаться не буду.

Исследователь: Приходилось ли Вам выезжать вместе коллегами на сельхозработы. Для прочтения лекций и т.д.?

Респондент: На сельхозработах, те годы, когда они организовывались, мне приходилось дважды быть руководителем уборочного сельскохозяйственного отряда Металлургического факультета, поскольку я в те годы работал заместителем декана Металлургического факультета. Там было много забот, связанных с бытом, обустройством, работой.

Исследователь: Как часто Вы видели руководителей вуза: ректора, проректоров, декана?

Респондент: Поскольку в вузе очень часто проводились общеинститутские мероприятия, такие встречи практически были регулярны.

Исследователь: Какими наградами Вы награждены за работу в вузе?

Респондент: Можно начать с того, что моя выпускная работа «Растворимость водорода в шлаках металлургического состава» была отмечена медалью нашего Министерства «За лучшую студенческую научную работу». Затем в 2002 году уже был награжден Министерством высшего нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». В 2003 году, когда отмечалось 60-летие нашего университета, была объявлена Благодарность Губернатора Челябинской области.

Исследователь: Какое событие вы могли бы назвать главным событием, связанным с вузом для Вас лично? Для Вашей семьи?

Респондент: Очень серьезное и главное событие - это конечно 4 декабря 1974 года, когда я защищал кандидатскую диссертацию. В нашей семье Филатовых я единственный кандидат технических наук.

Интервью транскрибировано 6 июня 2011 г. /А.А. Бабкин/

С текстом интервью полностью согласен /В.И. Филатов/